Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Читающая мама – читающая семья – читающая страна

Читающая мама – читающая семья – читающая страна

Опубликовано 13.04.2018

Инновационный проект.

Мир ребенка начинается с семьи. Первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство.

Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивать речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания. Но есть и другая причина детской радости. Ребята жаждут общаться с родителями: вместе с папой или мамой читают сказку, вместе переживают за добрых героев, вместе тревожатся,  печалятся, радуются, вместе наслаждаются дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.

Ведь читатель легче всего возникает в семье, где книга окружена почетом, где есть хорошая домашняя библиотека, где родители и друзья родителей сами много читают, говорят и спорят о книгах…

Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась, из поколения в поколение и чтение стало, семейным.

Но сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению. Тихие и радостные моменты детства, совместное чтение книг, духовная близость с мамой могут стать человеку опорой на сложном жизненном пути. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало семейным.

Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.

В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей се-мьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

Лучшая книга для ребенка – это книга, прочитанная родителями.
Поэтому, чтобы воспитать любовь и интерес к книге, нужно  развивать традиции семейного чтения.

В начале учебного года было  проведено анкетирование родителей,  на тему «Семейное чтение». Результаты анкеты  показали, что многие  родители не читают своим детям по разным причинам, но есть семьи, в которых ежедневно читают вместе с детьми, но в группе  их единицы. Во многих семьях родители с детьми читают очень редко.

Поэтому воспитатели групп  и  родители обсудили эту проблему, её причины и пути решения  проблемы. От родителей  поступило предложение о создании «Клуба читающая мама» и поучаствовать в интересном  проекте «Читающая мама – читающая семья – читающая страна».

ЦЕЛЬ:
Была поставлена цель проекта: возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей.

Определены задачи проекта

ЗАДАЧИ:
- Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.
- Формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога ребенка и взрослого.
- Способствование разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.
- Обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации проекта.

Этапы проекта:
1.    Блок – «Клуб читающая мама»
Периодичность – один раз в две недели в течение реализации проекта.
Темы «Клуба читающая мама»:
- Зачем ребенку книга в век Интернета?»;
- Для каждого возраста ребенка свои книги»;
- Как выбрать лучшие книги для современного чтения с ребенком?»;
- «Какие способы чтения использовать»;
- «Чем может помочь родителям библиотека?»;
- «Домашняя библиотека для ребенка: как ее создать?».

2.    Блок  «Распределение по ролям»
Родители   были  разделены  на  3 группы. Перед   каждой группой  ставилась определённая  задача.

1 группа  «Историки»:  подготовить сообщение  о  традициях  семейного чтения  в далёком прошлом.

2 группа  « Корреспонденты»: провести опрос детей и родителей группы  и выяснить  читательские  интересы.

3 группа  «Оформители»:  оформить  выставку рисунков на тему «Мой любимый литературный герой».

3.    Блок  «Родительские собрания»
Периодичность – четыре раза в год.

Задачи
- Пробуждение и развитие у родителей устойчивой потребности в повышении уровня педагогических знаний, информированности в области детской литературы;
- Показать зависимость воспитания младшего поколения в семье от уровня образованности, степени приобщенности к книге старшего поколения.
Темы родительских собраний:
- «Как стать мамой читающего ребенка»;
-  «Чтение детям вслух: как его реализовать и почему это важно»;
- «Сказка на ночь или компьютерная игра?»;
- «Как читать детям от 3-х до 7 –ми лет».

4.    Блок «Круглый стол»
Темы «Круглого стола»:
- «Когда и как начинать маме читать своему ребенку»;
- «Чтение как инструмент воспитания ребенка»;
- «Детская периодика, лучшие журналы для матерей и их детей»;
- «Как помочь своему ребенку полюбить читать книги».

5.    Блок «Рекомендательная библиография»
Проводится:
- Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка;
- Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую         информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.

6.    Блок «Рекламная деятельность»
Проводятся:
- Подготовка выступлений на педсовете по представлению проекта, по итогам проделанной работы.
- Освещение проекта на МО.
- Размещение проекта на сайте детского сада.

Ожидаемые результаты
За время реализации проекта
- Увеличится число родителей, читающих своим детям вслух.
- Чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге.
- Увеличится количество купленных книг в домашней библиотеке.
- Повысится уровень мотивации семейного чтения.
- У родителей возрастет интерес к чтению художественной литературы советских и зарубежных детских писателей вместе с детьми,  чтение книг о родном крае кубанских писателей.
- У воспитанников  повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения.
- Повысится избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознано выбирать и осмысленно читать.

Работа с детьми:
- утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге»
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Планируется:
С Родителями
- Создать папку- накопитель сценариев мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.
- Проведение мониторинга детского чтения  позволит дать рекомендации по дальнейшей работе по повышению престижа семейного чтения.
- Освещение реализации проекта даст возможность распространить опыт по проведению мероприятий, направленных на повышение престижа семейного чтения.
- Создать фотоальбом мероприятий, презентаций  проведенных в ходе реализа-ции проекта.

С детьми:
- Научить, самостоятельно подбирать художественные произведения для семей-ного чтения;
- Научить, правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформировать интерес к литературе как к виду искусства;
- Сформировать нравственные качества ребенка;
- Выработать потребность ежедневного общения с художественной литературой.

Реализация проекта:

1.    Блок – «Клуб читающая мама»

В «Клубе читающая мама»:
- Родители  знакомят с творчеством детских писателей;
- Обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности;
- Предлагается участие в викторинах, конкурсах чтецов, чтениях по ролям;
- Прослушиваются аудиозаписи художественных произведений в исполнении мастеров слова;
- Создается  библиотечка;
- Поддерживают традиции семейного чтения;
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень      важному и нужному занятию.

2.    Блок  «Распределение по ролям»

1 группа  «Историки»
«Историки» выступает  каждый со  своим сообщением.  После выступлений   была  оформляется  книжка-раскладушка «Традиции семейного  чтения в далёком прошлом»

2 группа  « Корреспонденты»
      По результатам анкеты  выяснилось, что родители  больше всего любят читать:
- детективы – 13 чел.
- газеты и журналы -  9 чел.
- классическую  литературу -  5 чел.
Совместные  чтения книг с детьми бывают очень редко.

С  помощью  «Чудо-дерева»    «корреспонденты» узнали, что любят читать  ребята в группе и дома:
- рассказы  о природе -   10    чел.
- о приключениях -  7  чел.
-  энциклопедии -  2  чел.
-  сказки -      3    чел.
-  о  сверстниках,  о  дружбе -       2    чел.

3 группа  «Оформители»
Родители и дети  выбрали лучшие работы  и оформили  выставку рисунков

3.    Блок «Родительские собрания»
- Осмысление важности приобщения ребенка к систематическому осознанному чтению;
- Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению;
- Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам воспитания и обучения   дошкольников.

4.    Блок «Круглый стол»
- Круглый стол с родителями учащихся по обмену опытом;
- Разработка вопросов для совместного обсуждения родителей и детей по книгам;
- Консультирование родителей по организации домашней библиотеке;
- Целенаправленная помощь в определении круга детского чтения;
- Цикл бесед о культуре чтения;
- Индивидуальные беседы с родителями по вопросам семейного чтения;
- Разработка дней творческого семейного общения;
- Экскурсии и знакомство родителей с работой детской библиотеки, ее требова-ниями и правилами;
- Проведение анализа чтения детей для родительской аудитории;
- Совместная конференция с привлечением детской библиотеки района по      проблемам семейного чтения.

5.    Блок «Рекомендательная библиография»
-     Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам семейного чтения;
- Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм;
- Составление рекомендательных списков литературы для воспитанников и их родителей.

6.    Блок «Рекламная деятельность»
- Рекламирование новых книг для младших дошкольников.

Презентация проекта
- Во время беседы с детьми старшего дошкольного возраста;
- на родительском собрании.