Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Пескография

Пескография

Опубликовано 27.04.2022

Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.

Для развития творческой, гармоничной, интеллектуальной, инициативной личности все большее распространение получает инновационная технология пескография (рисование песком).
Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, воображение, координация.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и широкие возможности применения в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).

см. Презентацию

Слайд 2
Техника рисования – пескография, дает возможность развития:
• индивидуальности;
• повышения самооценки;
• мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
• речи;
• подготовка руки к письму;
• коррекция нарушений внимания и поведения;
• коррекция эмоциональных и невротических нарушений;
• психических процессов у детей;
• двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;
• снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;
• более глубокое понимание и принятие себя.
Пескография – это самостоятельный вид искусства который, существует наравне с изобразительным искусством, музыкой, фотографией, хореографией, кино, театром, и так далее. Занятия с песком дают возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции. Даже не говоря про развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Рисунки песком можно выполнять ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками.
           Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний и окружающий мир с помощью множества миниатюрных фигурок и  песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, — обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».
Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Рисуя песком, как будто погружаешься в мир фантазий и сказок, причудливых образов и форм - это увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его сыпучесть, его движение и тепло. Погружение в приятное текучее состояние необыкновенной техники, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение и страхи. С помощью песка можно нарисовать и пейзажи, и портреты, и натюрморты, и абстракции.
Хочу поделиться своим опытом использования технологии рисования песком. Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира.
Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей.
Проблема: Создать благоприятную ситуацию для взаимодействия взрослого и ребенка в условиях кратковременного пребывания, активизация речевых навыков, коммуникаций среди детей. Новизна моей работы заключается в том, что интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребенка – игру с песком.
Слайд.3
Цель: развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком.                

Слайд.4
Задачи:
—  создать условия для развития творческого потенциала;
—  осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческой деятельности;
—  способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;
—  создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его особенностями и склонностями.
В своей деятельности организовывала  игры: скольжение ладонями по поверхности песка, создание  отпечаток ладоней, кулачков, рисование ребрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка, «пройтись по песку отдельно каждым пальчиком и многие другие.
Более старшие дети могут придумать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сюжеты. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.
Развитие речи происходит в процессе живого общения детей между собой во время создания рисунка, проговаривания диалога любимого героя. Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Образы, созданные из песка, мимолётны и неповторимы. Зато некоторые наиболее удачные работы мы фотографируем и создаем фотогалерею.
В методике рисования песком  у малышей наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает  изображение  и передачи формы предмета.
Слайд.5
Первые занятия я начала со Знакомства с песочницей:
Цель – снижение психофизического напряжения.
Я предлагаю ребёнку «поздороваться» с песочком, сделать, что ему нравится: погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный – неприятный, мягкий.
Слайд.6-10
Затем, на последующих занятиях рисуем Необыкновенные следы:
Цель – развитие тактильной чувствительности, воображения.
– «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
– «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
– «Ползут змейки» – ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
– «Бегут жуки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
Слайд.11-12
 Игра «Песочный дождик»:
Цель – регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Рассказываю, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Показываю, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на другую ладонь, на ладонь другого человека, просеивать песок через мелкие дырочки сито.
Слайд.13-15
Песочный круг:
Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого он может дать название своему песочному кругу, рассказать о нем.
Слайд.16-17
 «Рисуем полоски»;
«Песочная горка»
Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т.п.
         Все игры с песком я использую как часть развивающего занятия и арттерапевтическое занятие. При арттерапевтическом занятии я использую тихую, спокойную музыку.
Слайд.18-19
Дети могут играть небольшими группками, что способствует эмоциональной и социальной адаптации детей. Дети сами придумывают творческие игры, что не всегда доступно им в повседневной жизни. В играх они используют игрушки, которые принесли с собой, или вдруг решают применить другие материалы. Воображаемый мир одного ребёнка зачастую становится интересен другим, и впоследствии они уже вместе развивают сюжет. Играя в песке, дети становятся увереннее, просыпается любознательность. Стол-планшет с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребёнка к свободному и нестандартному творчеству. Играя с песком, дети учатся рисовать песочные «картины», писать каракули, цифры. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие. Играя, дети испытывают удовольствие, и это побуждает к новым открытиям и изобретениям.
Таким образом, ребёнок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят своё выражение в реальных и видимых формах. Исчезает страх ошибиться или сделать что-то неправильно, так как всё поправимо — ошибки на песке легче и проще исправить, чем на бумаге. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей.
     Результатом работы явилось повышение творческого потенциала дошкольников. Рисование песком способствовало развитию мелкой моторики, фантазии, творческих способностей, образного мышления.
Я пришла к выводу, что игры с песком:
— улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;
— развивают воображение, творческий потенциал;
— развивают мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику;
— повышают самооценку и уверенность в себе;
— улучшают взаимоотношения со сверстниками;
— формируют коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.


ЛИТЕРАТУРА
1. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке.Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ. ] – М.: ИНТ, 2010 -94с.:ил. Редактор русского издания И. А. Качанова.
2. Рунова М. А.Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и педколледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.
3. Сапожникова О. Б, Гарнова Е. В. «Песочная терапия в развитии дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2014-64с.
4. Толстикова О. В., Савельева О. В. Разработка основной общеобразовательной программы–. образовательной программы дошкольного образования: методические рекомендации [Текст] / О. В. Толстикова, О. В. Савельева; ГАОУ ДПО СО «ИРО», каф. педагогики и психологии. –Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. –224с.
5. Федосеева М. А «Занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии».Волгоград: Учитель 2014-122с.
6. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы  детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. СПб,2011г.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. —   М.,2003г.
8.  Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». — СПб., 2010г.
9. Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. –   Екатеринбург, 2003г.