Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Воспитание познавательного интереса у детей через экспериментирование

Воспитание познавательного интереса у детей через экспериментирование

Опубликовано 14.03.2023

Слайд №1

Привлечение родителей к воспитанию познавательного интереса у детей через экспериментирование (в рамках STEM-образования)

см. Презентацию

Слайд №2

Дети дошкольного возраста по своей сути - маленькие исследователи окружающего мира. Что же дает ребенку такую тягу к познанию? Конечно же, это познавательная активность, которая развивает инициативу, творчество, вносит существенный вклад в развитие способностей ребенка. Интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает знания. И вот здесь возникает вопрос: с чего начать? А начинать следует с того, что больше всего интересует ребенка и вызывает у него удивление.
Исходной точкой для разговора становится детский вопрос, а роль взрослого заключается лишь в том, чтобы помочь обсудить варианты ответа и проверить предположения на основе опыта.

Слайд №3

Главное- научить детей делать открытия. Перед нами стоит задача- сформировать у них особые познавательные способности.
Среди эффективных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает экспериментально- исследовательская деятельность.
Почему же у многих детей с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Для того, чтобы дошкольники не потеряли интерес к новым открытиям, важно вовремя поддержать их стремление исследовать ,почувствовать себя ученым. Задача взрослых- стать не наставником, а равноправным партнером, при этом активно развивать исследовательскую деятельность.

Слайд №4
Ориентируясь на образовательные запросы воспитанников и их родителей (законных представителей) мы сделали акцент на STEM-образование.
Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников  и их родителей в условиях дошкольной организации? STEM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
STEM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.
Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям. Поэтому вектор развития дошкольного образования совпадает с потенциалом STEM-образования.

Слайд №5
Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности.
В  нашем детском саду уделяется достаточно много внимания и времени детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. Например:

Слайд №6 «Неизведанная планета. Вулкан»
Слайд №7 «Чудо-магнит»
Слайд №8 «Какого цвета вода?»
Слайд №9 «Тонет- не тонет»
Слайд №10 «Что у нас под ногами?»
Слайд №11 «Такой разный песок»

Слайд №12
Любую воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без тесного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для детей важно, чтобы его родители поддерживали их интересы. Ни для кого не тайна, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся толчком к действию.
В результате взаимодействия с родителями, выявилась проблема: родители (большинство) не понимают важности совместного познания окружающего мира, не готовы в любую минуту к экспериментальной деятельности.  Возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу.
Проведя анкетирование, было выявлено, что многие родители думают, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, чем заниматься наблюдением или экспериментом. Необходимо было объяснить, что  только совместное преодоление трудностей, возникающих по ходу проведения эксперимента, наблюдения, у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается самостоятельность и инициатива.

Слайд №13
 И при этом родителям не нужно быть инженером, доктором или ученым, что они могут помочь поддержать интерес своего ребенка к STEM- образованию просто:
•    создавая благоприятную среду обучения дома;
•    проводя эксперименты в домашних условиях.
Наша задача состояла в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка.

Слайд №14
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаем:
•    установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
•    создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей;
•    повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.

Слайд №15
 Для решения этих задач, мы  раздели нашу работу на два этапа:
-пропаганда экспериментальной деятельности;
-организация совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми.
На начальном этапе привлекли родителей к работе по сбору информации. С помощью презентации «Сундучок элементарных экспериментов в домашних условиях» познакомили родителей с разными экспериментами, которые можно провести в домашних условиях. Привлекли родителей к совместному созданию картотеки опытов и экспериментов, которые можно провести дома вместе с ребенком.
Также провели мастер-класс «Магнитные силы»,(слайд№16) игротеку-практикум для родителей «Поэкспериментируем!»,( слайд №17) разработали консультации ,памятки, буклеты для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»,( слайд №18) организовали круглый стол «Играем и экспериментируем», подготовили и провели игровой тренинг для родителей и детей «Поиграй со мной, мама!»( слайд №19) и др.

Такое педагогическое взаимодействие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс.
Так шаг за шагом, мы подготовили родителей для погружения в STEM-среду и подвели их к пониманию того, что игра поможет раскрыть их ребенку тайны окружающего мира и не потребует от родителей так много времени, как кажется на первый взгляд.
Постепенное объединение в команду единомышленников, привело всех нас к  общей цели – повысить познавательный  интерес детей, вырастить гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.

Слайд №20
 Далее мы  стали активно использовать технологию проектной деятельности, так как она позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес.
Мы помогли родителям найти интересные STEM проекты для своих детей,  которые бы позволили развивать вычислительное мышление, дизайнерское мышление и системное мышление через игру.  Материалы содержали пошаговые инструкции, которые помогли малышам думать критически, понимать сложное и творить.

Темами семейных проектов, реализованных в нашей группе, были: «Выращиваем кристаллы»,( слайд №21) «Секреты мыльных пузырей» (слайд №22), «Я не волшебник, я только учусь!» ( слайд №23), «Космические опыты», «Чудо-магнит», «Дымящиеся горы», «Занимательные опыты на кухне» и многие другие.

Слайд №24
В рамках семейных проектов  дети смогли научиться задавать вопросы и исследовать процессы; высказывать гипотезы и предположения; использовать в деятельность подручный материал; с помощью метода проб и ошибок решать задачи; измерять и сравнивать размер, скорость и расстояние.
С помощью STEM-подхода дошкольники смогли вникнуть в логику происходящих явлений, понять их взаимосвязь, изучить мир системно и тем самым выработать в себе любознательность.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Слайд №25
Мы рады, что родители следуют мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».