Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Самодельные сортеры

Опубликовано 15.04.2021

Всевозможные сортеры – это, наверное, одна из самых любимых и полезных игрушек для детей примерно с года до 3 лет. Она удовлетворяет страсть ребенка к мелким предметам и в тоже время интерес куда-то что-то “просовывать» и «затаскивать ».

А все потому, что в это время ребенок проходит очень важный сензитивный период – период восприятия мелких предметов и период сенсорного развития. Вспомните, с каким удивлением ребенок «вдруг» начинает видеть и пытаться поднять маленькую соринку с пола. В этот момент он начинает выделять части из большого целого, что указывает на начало формирования такой функции мышления, как анализ (выделение во внешнем мире отдельных его элементов). Так же в период сенсорного развития он наиболее чувствителен к различным сенсорным раздражителям.
    Поэтому, интерес к мелким предметам и желание ими манипулировать, закономерен в этом возрасте и даже жизненно необходим для его развития. И вовсе не нужно всеми способами ограждать ребенка от этого занятия, а напротив, необходимо максимально поощрять эту потребность, и создавать безопасные условия для её удовлетворения.
Один из способов – это создание различных сортеров и копилок. Такие занятия удовлетворяют потребность ребенка в манипулировании с мелкими предметами, тем самым, развивая мелкую моторику руки. Дают различные сенсорные ощущения (форма, цвет, материал). Координируют движения руки. Развивают концентрацию внимания ребенка. А так же способствуют развитию мышления, установления причинно-следственных связей между собственными действиями. Но такие занятия требуют обязательного присутствия взрослого! А профилактикой нежелательного использования мелких предметов будет служить медленный и четкий показ ребенку алгоритма действия с таким сортером. Если у ребенка будет опыт более интересного использования мелких предметов, то ему и не придет в голову засунуть это куда-то не туда.
Что может служить материалом:
Да все что угодно! Например, для совсем маленьких (еще не достигших годовалого возраста) – это могут быть мячики для пин-понга, или мягкие текстильные мячики, которые даже не помещаются  в кулачок ребенка. И, с появлением ловкости пальчиков, предметы будут уменьшаться.
В зависимости от того что у вас есть под рукой,  в любой банке или коробки проделываете соответствующее отверстие и даете ребенку. Количество деталей не должно превышать 5-7, на первом этапе. В последствии, можно остановиться на 10, это косвенно будет подводить ребенка к восприятию десятичной системы.
    Помните, что освоение любого действия ребенком должно идти от простого к сложному, поэтому начинайте с простых округлых форм и только после этого меняйте «геометрию», добавляя  предметы плоской формы (монеты, пуговицы), где требуется пинцетный захват и далее предметы с углами. После освоения операций с одним предметом и одним отверстием, можно усложнять задачу, предлагая несколько разных форм, чтобы ребенок учился сортировать по форме.