Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Старость надо уважать

Опубликовано 01.10.2019

Конспект интегрированной непосредственной образовательной
деятельности по социально-нравственному развитию.
«Старость надо уважать»

Цели:
Воспитательные:
-Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские
взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей, заботиться о них;
- Воспитывать любовь к бабушке и ее повседневному труду;
- Учить понимать, что старый человек требует заботливого к себе отношения;
- Воспитывать умение у детей внимательно слушать рассказчика.
- Воспитание у детей гуманных отношений, эмоциональной привязанности и
доверия к близким взрослым.
- Воспитывать умение работать детей в подгруппе, договариваться между
собой.
Образовательные:
- Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «пожилой
человек», «родственник», «семья», «старость»;
- Активизировать словарь по данной теме;
- Совершенствовать представления детей о смысловой стороне слова,
обогащать речь детей антонимами.
- Закрепить навыки чтения у детей, стремление говорить грамматически
правильно.
- Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки
сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои
суждения;
- Объяснить детям, что такое старость.
- Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.
- Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к
близким людям, осознанные доброжелательные отношения;
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого
человека и адекватно выражать свое.
- Развитие памяти и выразительной литературной речи детей при прочтении
стихотворений.
- Способствовать развитию связной речи детей.
- Развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность.
Задачи:
- Актуализация темы.
- Создание рабочего настроя у детей.
- Развитие памяти и выразительной литературной речи детей при прочтении
стихотворений.
- Воспитание у детей гуманных отношений, эмоциональной привязанности и
доверия к близким взрослым.
- Учить работать детей в подгруппе, договариваться между собой.
- Способствовать сплочению коллектива детей, умению слышать и слушать
друг друга.
-Воспитывать нравственные основы, умение проявлять доброту, внимание,
заботу к старшим.
- Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.
- Воспитывать чувство благодарности.
- Способствовать развитию связной речи детей.
-Развивать творческие способности у воспитанников.
- Развивать в детях наблюдательность.
- Воспитывать умение работать разными материалами.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Словарь: родственники, старость, старый человек, пожилой человек.
Предварительная работа:
- Наблюдение дома: чем занята бабушка дома, как она заботится обо всех
членах семьи.
- Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л.
Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику».
- Рассматривание семейных фотографий с пожилыми членами семьи, а так же
Содержание деятельности:
Организационный момент
Воспитатель предлагает  детям пройти в приемную и посмотреть на магнитную доску.
Воспитатель показывает детям картины с изображением пожилого человека. Дети высказывают свое мнение о различных картинках.
Воспитатель читает  стихи :
 «Бабушкины руки».
Лев Квитко
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То рвут, то шьют, то моют,
То что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки.
Ласкают нежно так.
Проворные, — смотрите, —
Готовы день-деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.
Настанет вечер — тени
Сплетают на стене
И сказки сновиденья
Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят —
И тут замолкнет вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.

«Бабушка»
А. Барто
У мамы - работа,
У папы - работа.
У них для меня
Остается суббота.
А бабушка дома - всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
"Да ты не спеши!
Ну что там стряслось у тебя,
расскажи?"
Я говорю, а бабушка
не перебивает.
По крупинкам гречку
сидит перебирает...
Нам хорошо вот так вдвоем,
и дом без бабушки - не дом.

«Деда - непоседа»
Татьяна Бокова
Как заходит про семью
Где-нибудь беседа,
Непременно я пою
Песенку про деда.

У кого-то дед - атлет
Или летчик смелый,
Но ТАКОГО деда нет
Во Вселенной целой.
Заболел однажды дед
Думаете - стонет?
Врач пришёл, а деда нет,
Он на стадионе.
Ни к чему его жалеть
И лечить в больницах,
Чтобы деду поболеть -
Стадион сгодится.
Всё умеет делать дед!
Должен я признаться,
Непоседе много лет,
А дают пятнадцать.
Я хочу таким же стать,
Я учусь у деда!
Чтоб меня могли назвать:
Вводная беседа
- Ребята, скажите о ком эти стихотворения? (Эти стихотворения о
родственниках, о бабушке и о дедушке).
- Бабушки и дедушки – это наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в
семье старше вас, старше ваших мам и пап, и мы должны заботиться о них.
-Как вы уже все догадались, сегодня мы поговорим о ваших любимых
бабушках и дедушках.
Беседа  в нашей стране каждый год проходит праздник - День Пожилого человека.
В это день всем дедушкам и бабушкам принято говорить добрые слова,
оказывать помощь, заботиться о них.
Чтение рассказа Ларисы Зиминой «Надо дедушек любить, как без
бабушек нам жить?»
На одной планете дети не слушались своих бабушек и дедушек. Когда
родители уходили на работу, они оставляли своих детей с бабушками и
дедушками. Бабушки и дедушки очень любили своих внуков и внучек и
старались им угодить, повкуснее их накормить, вовремя спать уложить,
почитать стихи им, сказки, встретить со школы, проверить уроки, сводить на
кружки и в спортивные секции, но детям совсем не нравилась такая опека и
забота.
Дети начинали вредничать и капризничать, и если они выходили гулять
– то убегали от бабушек, бродили по лужам, залазили в грязь и выбегали на
проезжую часть. Когда приходили домой, не хотели мыть руки, когда
садились за стол – привередничали и не хотели кушать то, что им
приготовили бабушки, спать днём они тоже не хотели. Дети не хотели ни
писать, ни читать – им надо было только прыгать бегать, играть да сидеть за
компьютером. Не могли сладить со своими внучатами старенькие бабушки и
дедушки. К вечеру дети упрашивали бабушек и дедушек не рассказывать
родителям о том, как они вели себя днём.
Однажды на эту планету прилетел доктор Непослушайкин и, увидев,
как дети вели себя, он пожалел дедушек и бабушек. Доктор взмахнул своей
шляпой и все бабушки и дедушки с этой планеты исчезли.
Дети остались одни. Как же ребятишки вначале обрадовались своей
самостоятельности. С этого времени, когда родители уходили на работу, дети
оставались дома одни и делали всё, что хотели. Без присмотра взрослых они
целыми днями носились по улице, даже не вспомнив, что надо делать уроки.
Некоторые, очень шустрые дети были не внимательные и попадали в
дорожно-транспортные происшествия. Многие из детей, когда прибегали
домой, даже не помыв руки, бежали к холодильнику, чтобы перекусить, а
потом садились играть в компьютер или смотреть телевизор.
Вечером возвращались с работы родители, и вместо того, чтобы
отдохнуть – шли на кухню, готовить ужин, стирали, гладили – им даже
некогда было проверить, как их дочки и сыночки сделали домашние задания,
как приготовились к школе. Те родители, у которых были маленькие дети,
которые ещё не ходили в детский садик – вынуждены были взять отпуска по
уходу за малышами. Время бежало быстро, и после ужина надо было
ложиться спать, чтобы завтра рано встать и пойти на работу. Дети шли в
школу с неподготовленными уроками и конечно, стали хуже учиться.
Между тем, дедушки и бабушки оказавшись в шляпе, попали на
огромный красивый остров с пальмами и кипарисами около моря. На острове
были все удобства, у каждого старичка и старушки было своя комната.
Стоило им о чем-то подумать, чего-то пожелать – всё у них появлялось, как
по щучьему веленью. Пожилых людей опекали, за ними ухаживали, им
предлагались развлекательные программы, их водили в походы и в театры,
показывали фильмы на любой вкус. Всё у них было хорошо, но в глазах у
них всё равно была грустинка – они соскучились по своим семьям, по своим
озорникам-внучатам, по своим дочкам и сыночкам.
А тем временем, дома очень не хватало бабушек и дедушек.
Ребятишкам стало очень стыдно за своё поведение, и они решили пойти на
поиски бабушек и дедушек, чтобы попросить у них прощения и попросить их
вернуться домой.
В самом начале они подняли все справочники и географические карты,
все записные книжки, перезвонили всем родственникам и знакомым, но
нигде не могли найти своих бабушек и дедушек. Многие искали их по
Интернету и Интерполу, но и их поиски ни к чему не привели. Вдруг,
маленькая Ирочка вспомнила про доктора Непослушайкина, после которого
исчезли все старики и все отправились на поиски загадочного доктора. Они
побывали в каждом уголке Земли, прошли, проехали, пролетели тысячи
километров, пока не попали в далёкую загадочную страну, где жил доктор
Непослушайкин. Дети стали умолять доктора вернуть им бабушек и дедушек,
но доктор сказал: «Я даю вам время, подумать о своём поведении и если вы
дадите мне честное слово, что не будете капризничать, будете слушаться и
помогать своим бабушкам и дедушкам, будете уделять им больше внимания,
никогда не будете им грубить и докажите свою любовь к ним делами – то я
верну их домой.
В течение месяца дети старались вести себя хорошо - они приходя со
школы, они самостоятельно делали уроки, наводили порядок дома, читали
много книжек и во всём помогали своим родителям и младшим сестрёнкам и
братишкам. Они так старались, что доктор Непослушайкин раньше времени
приподнял свою шляпу, и старики оказались у себя дома, загоревшие и
отдохнувшие.
Как же все были рады их возвращению! В честь их возвращения в
городе устроили грандиозный праздник с салютами и фейерверками, с
угощениями и праздничным концертом, устроенным детьми. Бабушки и
дедушки даже заплакали от такого внимания родственников. На этом
празднике все поклялись доктору Непослушайкину, что никогда-никогда в
жизни не обидят стариков и друг друга, что всегда будут помогать друг другу
во всём – всём - всём…После обсуждения рассказа, предложить детям  сделать памятную открытку своим бабушкам и дедушкам!