Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Хлеб - всему голова

Опубликовано 14.09.2015

Проект в подготовительной группе.

Автор проекта: воспитатель МБДОУ детский сад №2 станицы Калининской
Кривенко Елена Александровна

см. Проект

Актуальность.

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.

Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Участники проекта: воспитатель группы, дети подготовительной группы, родители.

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи проекта:
•    обогатить познавательный опыт детей
•    сформировать систему знаний детей о производстве хлеба
•    развивать у детей нетрадиционное решение
•    дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом
•    совершенствовать трудовые навыки детей
•    приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
•    закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку
•    систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря,
•    агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба
•    показать значимость сельскохозяйственной техники
•    воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда
•    формировать реалистические представления о природе
•    совершенствовать системы обследовательских действий
•    развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление
•    помочь увидеть необыкновенное в обычном.
•    развивать эмоциональную сферу ребёнка.
•    поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
•    научить доводить порученное дело до конца.
•    воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
•    учить сотрудничать, уважать чужой труд.
•    обогатить кругозор детей.

Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Планируемый результат:
•    знание детей информации о злаковых культурах;
•    понимание детьми ценности и пользе хлеба;
•    знание детей о производстве хлеба;
•    умение детей применять трудовые навыки;
•    понимание детьми важности труда хлебороба;
•    умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу.

Подготовительный этап   октябрь
Практический этап            ноябрь
Аналитический этап         декабрь

Организационная деятельность довести до участников проекта важность данной проблемы.

Вопросы:
Основополагающий:
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Что во главе стола стоит?

Вопросы проблемные:
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Участники проекта
Дети подготовительной  группы, воспитатели, родители.

Предшествующая работа: - чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказа Э.Шим «Хлеб растёт»;
- рассматривание «Энциклопедии для дошкольников»;
- рассматривание картины Шишкина «Рожь»;
- разучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе, хлебных изделиях, отгадывание загадок;
- чтение рассказа Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», рус. нар. сказки «Петушок и жернова» и пересказ украинской народной сказки "Колосок";
- прослушивания аудиоматериалов: рассказ Паустовского Г. «Теплый хлеб», рус. нар. сказки «Ванюшка и царевна»;
- просмотр слайдовых презентаций на тему «Хлеб – всему голова».
- проведение речевых игр на выстраивание ассоциативного ряда «Ассоциация - хлеб», дидактические игры по развитию грамматического строя «Что сначала, что потом»;
- рассматривание иллюстраций и картин с изображением процесса выращивания, уборки и хранения зерновых культур;
- заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок, считалок о хлебе;
- рассматривание колосков культур: ячменя, овса, пшеницы;
- рассматривание пшеничного, ячменного и овсяного зерна;
- посадка зерна в горшочки  в группе;
- экскурсия на поле;
- экскурсия в гараж к сельскохозяйственным машинам;
- экскурсия на пекарню;
- самостоятельное изготовление в пищеблоке  детского сада булочек и калачей;  
- знакомство с работой продавцов хлебных магазинов;

Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Модель трех вопросов

Что мы знаем

Что мы хотим узнать?

Где мы можем узнать?

Хлеб продается в магазине,

Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке.

Из  зерен  делают муку.

Хлеб бывает белый и черный.

Хлеб пекут на хлебозаводе.

 

 

 

 

Как называются люди, которые выращивают хлеб?

Что надо, чтобы вырастить хлеб?

Как растили хлеб раньше?

Как готовится тесто?

Что можно сделать из муки еще?

Как пекут хлеб?

Какие еще есть крупы?

Как работает мельница?

Почему говорят: Хлеб всему голова?

Как называют хлеб в других странах?

 Что можно приготовить из черствого хлеба?

Сходить на экскурсию.

Спросить у родителей. Посмотреть в Интернете.

Спросить у воспитателя.

Провести опыты. Посмотреть в книгах, энциклопедиях.

Реализация проекта

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

С родителями

Социально-личностное развитие

(социализация, труд,

Безопасность)

Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Игра «Да-нет», Разработать правила обращения к хлебу .Беседа «Терпение и труд все перетрут», «О правильном обращении с электроприборами»,рассказ о коллекциях и музеях ,выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста.

Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел»,

с\р игры «Магазин», «Больница», «Семья», «Ярмарка», «Мы-хлеборобы», настольно-печатные игры

Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел»,

составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?»,

выпечка хлеба дома,                                                                   замешивание теста.

Художественно-эстетическое развитие

(Художественное творчество,

музыка)

Коллаж «Что можно сделать из муки?»,конструирование из бросового материала «Мельница»,изготовление тряпичной куклы «Крупеничка», лепка из соленого теста «Хлебное поле»,рассматривание иллюстраций  И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»,Составление букетов из листьев, колосков.

Раскрашивание разукрасок. составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен.

Подбор иллюстраций о хлебе, составление альбома «Хлеб -всему голова»,изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок», атрибутов и декораций к сказке Путешествие колобка»,изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова»

Познавательно-речевое развитие

(коммуникативное познание,

чтение)

Экологическая игра «что за чем»,опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветряная мельница),экскурсия на хлебокомбинат, экскурсия на кухню «Как готовится тесто», экскурсия в хлебный магазин, д\и «откуда хлеб пришел», «что было бы если…», «родственные слова», «раз,два,три-сказка выходи»

опыт «вершки-корешки», перемалывание зерен через мельницу»,

чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю.Ванаг «Хлеб,заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая», беседа «батоны и булки не растут на грядке»,опыт по выращиванию семян  (ржи, пшеницы).

Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен,

д\и «Подбери словечко», д\и «Золушка», посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба, переписывание новых слов.

Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.

Физическое развитие

(здоровье,

физкультура)

Спортивное развлечение «Хлеб – всему голова»,пальчиковые игры, психоэтюд «Тесто», психогимнастика «Хлеборобы»

Игра в подвижные игры, игра в сухом бассейне из круп, д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Составление альбома «О пользе хлеба»,

Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»