Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Я режиссером стать хочу!

Опубликовано 30.10.2018

Инновационный образовательный проект по театрализованной деятельности.

1.Пояснительная записка. Все мы знаем, что дети очень любят смотреть мультфильмы по телевизору. В детском саду просмотр мультфильмов используется как заполнение досуга (крайне редко).

Как правило, просмотр мультипликационных фильмов по телевидению пользуется большой популярностью у дошкольников, занимает определенное место в их досуге и оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие, и выполняет ряд важнейших функций по отношению к детям:
- Социально-компенсаторную: мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворению его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях и т. д.)
- Гедонистическая. Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) – «этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения». Особенности телевизионного изображения, единства формы и содержания мультфильмов, выполненных на высоком профессиональном уровне, получают определенный отклик у детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни. Характеры для восприятия мультфильмов детьми радость и удовольствие.
- Воспитательная. Воспринимая мультфильм, ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты, т. е. происходит воспитание ребенка, его чувств, характера.- Эвристическая (побуждающая к деятельности). Многие мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка, развивают его воображение, фантазию, как бы подталкивая к возникновению определенной деятельности ребенка.
Проработав достаточное количество литературы, мною совместно с детьми, был разработан проект для старшего дошкольного возраста «Юный режиссер», так как мультипликация является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка.
Тип проекта: среднесрочный (4 недели), групповой, совместный, детско-родительский, творческий, практико-ориентировочный проект с вариативным результатом.Участники: дети, родители, воспитатель.
Актуальность данного проекта: В силу высокой восприимчивости к зрительным образам, вследствие отсутствия жизненного опыта, благодаря целенаправленному воздействию создателей мультфильмов дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения. С сожалением приходится признать тот факт, что эти модели нередко оказывают разрушительное действие на ребенка. Несомненно, существует ответственность взрослых, от которых зависит «мультрацион» детей. Но, если в раннем детстве можно контролировать качество мультфильмов, которые смотрит ребенок, то в дальнейшем нам не удается полностью оградить ребенка от воздействия СМИ. Поэтому возникает необходимость противопоставить обрушившемуся на детей потоку информации, сформировать у них «внутренний фильтр»: эстетический вкус, зрительную культуру, чувство прекрасного. Прежде чем требовать от ребенка сделать осознанный выбор в пользу настоящих произведений искусства, необходимо научить его понимать сюжет мультфильма, различать изобразительные средства, которыми он передается, воспринимать юмор и красоту созданных образов.
Гипотеза проекта: Мы предполагаем, что при создании коллективного мультфильма у детей происходит не только развитие художественных способностей, мелкой моторики рук, а также раскрепощение мышления, совершенствуются навыки общения друг с другом, с взрослыми.
Основная цель работы над проектом: формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющегося коллективный опыт создания мультфильмов в контексте образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по ФГОС.
Задачи проекта:
- Образовательные
Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации. Обогатить словарный запас детей. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценки качества потребляемой им мультпродукции.
- Развивающие
Развивать познавательную активность детей, расширение кругозора при реализации данного проекта, а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятия мира детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации;
- Воспитательные
Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной игре, воспитание коллективизма и гуманизма.
Предполагаемый результат:
1. Создание мультфильмов в разных техниках исполнения (пластилиновая анимация, силуэтная анимация);
2. Создание творческой выставки рисунков «Мой любимый герой мультфильма» (совместно с родителями);
3. Совершенствование навыка общения.

Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
(подбор тем и техник исполнения мультфильма, необходимое оборудование для работы над проектом);
2. Мотивационно – информационный
(создание педагогам мотивации, принятие задачи детьми)
3. Практико-ориентированный
(Первичный анализ задачи, разработка и создание декораций, оживление персонажей, съемка мультфильма)
4. Рефлексивно-обобщенный(монтаж мультфильмов педагогом с помощью программы Movie Maker и набора «Юный режиссер». Показ результата проекта на родительском собрании и в группе).Остановимся на каждом этапе подробнее. Подготовительный этап данного проекта заключался в создании педагогом вариативной формы планирования организованной деятельности детей; подбором темы и техники исполнения мультфильма, соответствующей возрасту детей.
          Было выбрано две техники создания мультфильма: плоскостная (силуэтная) анимация и пластилиновая анимация, которая является одной из разновидностей кукольной анимации, по темам «Времена года» и «В мире динозавром». Эти темы выбраны не случайно. Например, по теме «Времена года» дети имеют определенные представления (какое время годам сейчас, какое наступит после зимы, характерные отличия друг от друга) и при создании сюжета будут, в первую очередь опираться на свои знания. А тема мультфильма «В мире динозавром» даст простор воображению и творчеству, тем более что в прошлом году с детьми, в рамках проектной недели в детском саду, выполнялся проект «В мире динозавром», одним из результатов этого проекта было создание макета для динозавров, изучение энциклопедии про вымерших животных. Для съемки мультфильмов нам понадобится штатив и фотоаппарат и набор для мультипликации. При разработке планирования организованной деятельности детей в проекте представлены следующие образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-личностное, и физическое развитие.
В организованной образовательной деятельности по теме: «История мультипликации. Разновидность мультфильмов», дети узнали, как создаются мультфильмы, какие они бывают, из чего их можно сделать, как оживают персонажи. Познакомились с профессиями «мультипликатор», «художник-аниматор», «режиссером» и др.
В начале проекта с детьми проведена беседа «Мой любимый мультфильм», цель которой подведение детей к проблемным вопросам данного проекта. Во время беседы дети рассказывали про свои любимые мультфильмы, героев этих мультфильм. И когда я задала вопрос, а вы знаете, как создаются мультфильмы, многие начали придумывать, сочинять, а большая часть детей ответили «нет». Тогда я предложила им узнать, как создаются мультфильмы. Также в беседе был сформулирован ещё один вопрос нашего проекта – «Сможем ли мы создать мультфильм? " При работе над проектом использовались дидактические игры, такие как «Времена года», «Подскажи словечко», «Разрезные картинки», целью их являлась уточнить представления детей по теме проекта, а также проверить уже полученные знания в организованной образовательной деятельности. Для развития творческого воображения детям было дано задание, предположить, «Кто такой чебурашка? » (ответы детей «медведь», «обезьяна с большими ушами»). Цель задания: учить соблюдать логику сюжета, передавать переживания действующих лиц, придумать конец мультфильма. Все это послужило погружением в работу по созданию сценария будущих мультфильмов. В ходе проекта ребята не раз переосмысливали поступки героев, какие они будут, а также придумывали различные варианты развития и окончания сюжета. После просмотра сказки «Снегурочка», детям было предложено, инсценировать увиденное, а затем при помощи технологии «комментированное рисования» создать коллективный рисунок сказки.
Дети знакомились с художественной литературой по теме проекта, создана выставка книг, написанных по сюжетам мультфильмов.
При создании декораций дети были вовлечены в сюжетно-ролевую игру «Маленькие художники-мультипликаторы». Это помогло им понять, чем занимаются художники- декораторы» при создании мультфильмов и создать свои собственные декорации и героев для наших будущих мультфильмов. При работе над первым мультфильмом ребята могли лишь в общих чертах охарактеризовать персонажа и место действия. Но в дальнейшем, при работе по созданию следующего мультфильма они смогли самостоятельно определить, какие декорации им потребуются, из чего их изготовить.
- Оживление персонажей. В силу особенностей своего возраста детям трудно дождаться, когда все будет готово, они с удовольствием играют со своими поделками.
-Съемка мультфильма осуществляется покадрово на фотоаппарат или видео камеру из набора. Для этого нужным образом выставляются декорации и персонажи. Получение плавных и реалистичных движений требует большого числа кадров, т. е. необходимо снимать все, даже самые незначительные изменения в положении и позах персонажей. Дети были также вовлечены в сюжетно-ролевую игру «Мы мультипликаторы», распределены роли, всё это способствовало успешной съемке мультфильма. Ведь съемка мультфильма самый трудоемкий, но в тоже время завораживающий процесс, когда дети по праву чувствуют себя настоящими мультипликаторами.
При работе с родителями в рамках проекта составлена памятка по просмотру мультфильмов дома, а также представлен небольшой список мультфильмов, которые не только могут развлекать, но и учить. Детьми совместно с родителями организована выставка рисунков на тему «Мой любимый герой мультфильма».
Заключительный этап. Монтаж мультфильмов из фотографий, которые можно сделать почти в любой программе для работы с видео. Я использовала программу Windows Movie Maker, которая является одной из стандартных программ операционной системы windows). И программу ZOO 3D из набора «Я режиссером стать хочу!».
Таким образом, в ходе проекта мы работали только с наложением музыки на видео, а вот озвучивание героев детьми - перспектива нашего следующего проекта.
Проект «Я режиссером стать хочу!» - предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки.