Инновационный образовательный проект по театрализованной деятельности. 1. Пояснительная записка. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Наш детский театр организованный на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – Центр развития ребенка – детского сада № 2 станицы Калининской Калининского района Краснодарского края – благодатная почва для творчества.
Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Наши родители могут примерить на себя любую роль и… стать Волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.
Детский дошкольный театр прочно входит в жизнь наших воспитанников. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни. Театр – помощник в воспитании детей. Детский театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Занятия театрализованной деятельностью в ДОУ № 2 ст. Калининской помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью в ДОУ № 2 ст. Калининской учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта в МБДОУ – д/с № 2 ст. Калининской.
Цель проекта является:
Разработка, описание и апробирование модели создания театрального кружка в детском саду и семье, формирование позитивных установок воспитанников и их родителей (законных представителей) на реализацию творческих способностей.
Задачи проекта:
1. Разработать инструментарий оценки новых форм организации условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
2. Определить необходимость и степень участия педагогов ДОУ в равных возможностей для творчески подготовленности детей дошкольного возраста;
3. Разработать индивидуальные маршруты с целью реализации преемственности с другими образовательными учреждениями;
4. Разработать пути и направления участия родителей в обеспечении равных возможностей создания условий для совместной деятельности детей и взрослых;
5. Снижение уровня социальной напряженности дошкольников посредством получения ими позитивных эмоций при участии в театрализованных мероприятиях.
Участники проекта:
1. Воспитанники группы.
2. Воспитатели группы.
3. Родители детей группы.
4. Музыкальный руководитель.
1.2.Новизна
Новизна опыта заключается в реализации инновационных технологий в театрализованной деятельности:
Внедрение современных образовательных технологий в образовательную деятельность;
Использование игровых приемов в театрализованной деятельности дошкольников;
Использование театрализованной деятельности на занятиях;
Введения музыкального сопровождения образовательную деятельность;
Использование ИТК для более наглядной демонстрации преимущества театрализованного образа жизни;
Обязательное использование в конце занятий рефлексии;
Постоянное взаимодействие с родителями воспитанников.
оздоровительный час, с включением творческого подхода, с целью укрепления организма, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости (с использованием музыки разных темпов) ;
театр прикосновений, алфавит телодвижений - обеспечивающие комфортные условия, индивидуальные качества, физическое и психическое здоровье ребенка;
веселая зарядка в стихах, загадках, на тренажерах – вовлечение детей в активную деятельность, направленные на развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей;
2.Принципы проекта:
Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики воспитания детей дошкольного возраста.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой деятельности, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
Последовательность (этапность).
Преемственность с другими организациями в Калининском районе.
3.Основные этапы реализации проекта:
1 этап: Предварительная работа
- Изучение методической литературы.
- Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.
2 этап: Основная работа
- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
3 этап: Заключительная работа
Содержание работы:
- Проведение мониторинга исполнения задач проекта.
На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.
3.1.Реализация поставленных задач:
Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по выполнению поставленных задач
6. Задача 1 Разработать инструментарий оценки новых форм организации условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
1.Создание условий в ДОУ для проведение экспериментальной работы.
2.Подготовка диагностического игрового материала для оценки уровня подготовленности дошкольников.
3.Проведение игрового мониторинга оценки уровня подготовленности дошкольников.
4.Аналитический обзор результатов проведенного мониторинга.
5.Разработка и формирование маршрута для ребенка в условиях ДОУ и семьи.
7. Задача 2. Определить необходимость и степень участия педагогов ДОУ в равных возможностей для творчески подготовленности детей дошкольного возраста;
1.Определение необходимости и степени участия педагогов ДОУ и дополнительных специалистов по обеспечению равных возможностей в творческом развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
2. Осуществление индивидуального подхода в творческом развитии дошкольников на основе заинтересованности детей, на основе вовлеченности, на основе театрализованной заинтересованности.
8. Задача 3. Разработать индивидуальные маршруты с целью реализации преемственности с другими образовательными учреждениями;
1.Разработка ряда театрализованных мероприятий, с целью создания условий для реализации преемственности с другими образовательными учреждениями района.
2.Составить план индивидуального маршрута для детей, состоящих в театрализованной группе
2. Развивать детскую инициативу через личностно – ориентированный подход и кружок «Мир - Театр».
9. Задача 4. - Разработать пути и направления участия родителей в обеспечении равных возможностей создания условий для совместной деятельности детей и взрослых;
1.Подготовка буклетов, выпуск газеты детского сада, использование Сайта ДОУ: светлячок-калин.рф для просвещения родителей в вопросах театрализованного движения дошкольников.
2.Использование во взаимодействии с семьей деятельностного подхода к театрализованному движению детей дошкольного возраста.
3.Проведение мастер – классов, тренингов для родителей по этой теме..
5. Снижение уровня социальной напряженности дошкольников посредством получения ими позитивных эмоций при участии в театрализованных мероприятиях
1.Проведение мероприятий и конкурсов среди дошкольников.
2.Проведение праздников с участием родителей.
3.Проведение мероприятий среди педагогов района.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей ДОУ по ФГОС.
2. Значительное расширение представлений детей о театрализованной культуре.
3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театрализованной культуры.
3.Реализация проекта.
3.1 Основные направления в работе театрализованного кружка (педагогов, дошкольников и родителей (законных представителей):
1.Воспитание маленьких актеров
2.Просветительская работа педагогов и родителей (законных представителей).
3.Индивидуальная и коллективная работа.
Работа театралов осуществляется последующим направлениям:
1.«Театрализованная игра» - средством самовыражения и самореализации ребенка.
2.«Игры - драматизации» - инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
3. «Режиссерские игры» - «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».