Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Причины и виды речевых нарушений

Опубликовано 15.02.2020

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные  внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения могут служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей; у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей; возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.

Основные причины патологии детской речи:

- различная внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;

- родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;

- заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);

-        травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
-        наследственные факторы;
-        неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Виды нарушений устной речи:
-        афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;
-        брадилалия – патологически замедленный темп речи;
-        тахилалия – патологически убыстренный темп речи;
-        заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
-        дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата;
-        ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
-        дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
-        алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;
-        афазия – полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:
    а) отстает  психическое  развитие  ребенка;
    б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;
    в) появляются  нарушения  эмоционально-волевой  сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);
    г) возникают  трудности  в  усвоении  письма  и  чтения, что  снижает    успеваемость ребенка.

В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. Широко распространяется опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением.