Доклад «Использование игровых приемов в работе при автоматизации звуков в словах и предложениях». Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской, Р.А.Штепа
см. Презентацию
Четкая, красивая, грамматически правильная речь – одна из составляющих всестороннего развития детей дошкольного возраста. Чем успешнее развивается речь ребёнка, тем больше у него возможностей в общении с другими людьми и в познании окружающего мира. Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения..
Дети с нарушениями речи в большинстве своём ощущают дискомфорт при общении с окружающими, особенно, когда дефект осознаётся ребёнком. Необходимость постановки нарушенного звука и введения в речь его правильного произнесения становится актуальным. Но такая работа требует усилий, многократного повторения и контроля. В своей работе логопеда я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедической группы , автоматизация звуков бывает зачастую трудна, однообразна, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.
Игра – один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности. Поэтому моя цель как педагога – вовлечь в игру по отработке правильного произношения звука, сделать этот процесс максимально доступным для восприятия ребёнком. А достигнуть этого можно с помощью игры.
В своей работе я использую игровые приемы и задания направлены не только на автоматизацию звуков речи, но и на развитие мелкой моторики, фонематического восприятия,графических навыков, чувства ритма. Они помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.
Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учимся играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент. В работе над автоматизацией звука в словах использую такие игры как« улитки». Дети очень любят эти забавные игры.
Игра :«Улитка» Игры на автоматизацию звука в словах. Ребенок (или два участника игры) бросает кубик, считает количество выпавших точек и столько же отсчитывает картинок, называет предмет, определяет место звука.
Тут же, я использую другой вариант игры. Даю инструкцию давай превратим картинки в волшебные кристаллы ,дети называют картинки и если картинка названа верно , то ребенок закрывает картинку с помощью разноцветных камушков.
Игра : «Улитки из фетра.» (на липучках) Почему мне нравится фетр, но во первых он очень приятен на ощупь,эстетичен и достаточно красив, также не мало важно тот факт , что детям достаточно интересно с ним играть, крепить его на липучки, отлеплять с характерным звуком.
Игра: «Четвертый лишний»( Картинки половинки) Эта игра на автоматизацию звуков+ дифференциация. Ставится задача собрать цепочку и назвать отдельно каждую картинку. Одна из картинок лишняя.
Игра: «Что под шапкой» Перед детьми кладу игровой фон , одну картинку закрываю шапкой и предлагаю ребенку посмотреть что под шапкой.Здесь идет автоматизация как в словах(Мишка, шуба, шорты так и фразах (под шапкой мишка, под шапкой шорты) Дети с удовольствием играют в эти игры.
Игра : «Между» Звуки Ш, Ж и предлог между.Сначала повторяем вместе
с детьми, между шишками жук, между шапками пижама и т. д. ,а теперь прошу самостоятельно назвать,что,где. Тем самым продолжаем автоматизировать и дифферецироватьЗвуки Ш и Ж.
«Звуковые домики» Детям предлагается в один домик поместить только тех животных, в названии которых есть звук С, а во второй, тех животных, в названии которых есть звук Ш.Эта игра развивает фонематическое восприятие , идет автоматизация звуков.
Игра : « Что Маша нашла в луже.»
Здесь идет автоматизация звука Ш, Ж, а также дифференциация. Предлагаю игровой фон, сообщаю прошел дождь и оставил много луж. Маша вышла во двор и стала считать лужи . В лужах она что-то заметила. Давай назовем , что это. (Жаба , Жук и т.д.)
Вариант игры на дифференциацию .
Давай отправим в ведерки все, что нашла Маша в луже. В желтое отправим слова со звуком Ж, в красное со звуком Ш.
Игра : « Пасхальное яйцо»
Сюжет:
Посмотрите кого мы сегодня встретили в лесу
Это же пасхальный кролик который готовится к празднику ,он рисует на яичках разные рисунки.
Давай назовем ,что он нарисовал
Сюжет на дифференциацию:
Давай положим в светлую корзинку яички с картинками в которых есть звук Ч, а в темную со звуком Ц
Игра Игра « Заправим ракету» для чего эта игра ? здесь идет и закрепление лексической темы,сообщаем что космонавт не может лететь так как закончилось топливо ,нужно заправить ракету, предлогаю взять канистры и назвать что в канистре.
Автоматизация звука Р, также автомат. Зв Л, дефференциация зв. Р и Л , определяют место звука в этом слове .
«Что у Маши в портфеле» Игры на автоматизацию звукаР и Рь в словах,словосочетаниях.Развивае логическое мышление. Разбираем вместе с ребенком, чего Маша не могла взять с собой в школу, а тем более в портфель. Также можно « игра с фонариком», ребенок подсвечивает фонариком и говорит что он видит в портфеле..
«Грузовик везет» перед детьми на стол кладу грузовики, предлогаю давай узнаем что везе грузовик. (грузовик везет тигра, краба, барана.)
Здесь идет автоматизация звука в слове(тигра, краба,барана и т. д. , словосочетаниях(в грузовике тигр, в грузовике баран, в грузовике краб, в предложениях(грузовик везет тигра, грузовик везет барана и т. д..
«Что в машине» обычно в логопедической группе мальчиков больше, поэтому стараюсь игры подбирать в основном для мальчишек. Эту игру можно использовать как на автоматизацию звука так и на диффенциацию( что в машине .Шар. и т. д.,,затем предлогаю узнать Что везет машина.( В машине лягушка) если берем на дифференциацию тогда ( в машине сова, лиса, сумка, сапоги и т. д.)
«Телефон»- очень пользуется вниманием детей, да еще экран можно «включить» вообще чудеса. Предлагаю включить экран и посмотреть, что там нарисовано, идет автоматизация звука в словах(лев, клякса),
в словосочетаниях: в телефоне лев, в телефоне клякса и т. д.
«Угостим мишку чаем»
Развиваем лексико-грамотический строй речи, развиваем внимание и память.Также в этой игре можно автоматизировать поставленный звук.
1. Играть можно только с фонариком. С помощью фонарика узнать какой чай уже налит в чашку(Малиновый и т. д)
2. Играть можно только с пакетиком. (пакетик кладем в чашку и говорим какой получился чай, чай из малины – малиновый, чай из вишни вишневый и т. д.
Также на этапе автоматизации звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру:
«Живое предложение» Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак. Вследствие чего закрепляется не только правильное произношение звуков, но и проводится работа по профилактике дисграфии.
Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков. Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития дошкольников. способствует подготовке к обучению в школе, их успешной адаптации к образовательному процессу, развитию положительных личностных качеств.