Прыжки через скакалку являются прекрасным средством тренировки сердечно – сосудистой и дыхательной системы, развивают общую выносливость и координацию движений, развивают чувство ритма. Эта форма двигательной активности доступна всем и может выполняться как на открытом воздухе, так и в помещении.
В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность, настойчивость, особенно девочки. Для создания и поддержания стойкого интереса к прыжкам со скакалкой и у мальчиков, можно показать детям иллюстрации и рассказать, как спортсмены (борцы, боксеры, легкоатлеты, гимнасты и др.) используют в тренировке прыжки со скакалкой.
Как правильно подобрать скакалку для детей
Для овладения прыжками важно, чтобы скакалка соответствовала росту ребенка. В диаметре скакалка должна быть не тоньше 0, 8 или 0, 9 см. Если она будет тоньше – она будет слишком легкой и ее будет трудно крутить; если толще – то наоборот, тяжело. Она должна быть достаточно длинной, чтобы касаться, каждый раз, пола в тот момент, когда туловище выпрямлено и руки находятся на уровне бедер. Для того чтобы определить правильную длину скакалки, ребенок должен взять ее за ручки и наступить в середине стопой. Когда ребенок ее натянет, концы должны касаться подмышек. Остальную длину необходимо срезать. Когда скакалка слишком длинная, то трудно контролировать движения. Если скакалка слишком длинная, и вы завязали на ней узлы, чтобы укоротить, может произойти удар по телу тот же, что и от удара камнем. Ребенок в этом случае никогда не возьмет скакалку в руки.
Техника захвата скакалки за ручки
Захват руками за ручки скакалки осуществляется свободно, без напряжения, развернутыми пальцами вперед, а сама скакалка свисает с внешней стороны рук. Ручка скакалки направлена вниз и зажата между большим пальцем и остальными. Каждый раз проверяйте правильный захват скакалки ребенком!
Техника вращения скакалки
Вращение скакалки производится только кистями слегка согнутых рук, а не всей рукой. Локти при этом свободно опущены и вместе с плечевыми суставами только поддерживают вращение. Чтобы добиться положительного результата при вращении скакалки в начале обучения учите детей только перебрасывать скакалку вперед и назад, держа руки в стороны! Постепенно в процессе обучения ребенок самопроизвольно будет держать руки чуть согнутыми в локтях.
Чем быстрее вращается скакалка, тем интенсивнее работают кисти рук. При замедленном движении скакалки руки слегка разводятся в стороны.
Техника прыжков через скакалку
Начиная обучение, предложите ребенку прыжки на месте. Прыгать, не продвигаясь ни вперед, ни назад. Следите, чтобы руки, слегка согнутые в локтях, были расположены по бокам. При выполнении прыжков туловище следует держать выпрямленным, сохраняя правильную осанку, так как это влияет на свободное дыхание. Дыхание при прыжках задерживать нельзя.
Следует постепенно добиваться легкого и мягкого выполнения прыжков. На приземление обратите особое внимание. Нужно мягко приземляться на подушечки пальцев и стараться отталкиваться большими пальцами ног. Когда ребенок приземляется, обратите внимание на то, чтобы он слегка согнул колени, и никогда высоко не отрывался от пола, достаточно подпрыгнуть на 10 - 20 см. Каждая стопа должна приземляться на одно и то же место. Не надо выполнять лишних энергичных движений, которые изнуряют организм.
В периоды отдыха между прыжками, предложите ребенку небольшую дыхательную гимнастику, так как ЧСС должна оставаться в «зоне безопасности».
Как учить ребенка прыжкам через скакалку
Дети 3 – 4 лет только знакомятся со скакалкой. Предложите ребенку использовать скакалку наглядно, выкладывая из неё круги, дорожки, ручейки для перепрыгивания и перешагивания, сделайте барьер для подлезания, чтобы дети видели этот предмет. Затем предложите малышам перешагивать через приподнятую скакалку, далее ребенок сам вращает скакалку вперед – назад с попыткой перешагнуть через нее, когда она впереди.
Дети 4 -5 лет смогут сами вращать и перешагивать, а затем перепрыгивать через скакалку вперед и назад удобным для них способом: переступанием с ноги на ногу или прыжком на 2 ногах.
Дети 5 – 6 лет могут начать с вращения скакалки, постепенно переходя к прыжкам, также перепрыгивают разными способами: на месте и в движении, Предложите детям игры со скакалкой «Удочка», «Летающая бабочка» (на середину скакалки привяжите яркий бантик).
Поначалу ребенок может почувствовать себя нескладной неумехой, поэтому старайтесь поддерживать интерес у ребенка и почаще подбадривайте его. Прыжки на скакалке это тяжелая утомительная работа для детей, поэтому необходимо чаще менять и разнообразить двигательную деятельность. Например, дети вращают скакалку, затем бегут с ней, кладут на землю, перепрыгивают через нее разными способами.
Очень важно заинтересовать прыжками через скакалку мальчиков – это необходимое для них упражнение, развивающее прыгучесть, ловкость и выносливость, для этого старайтесь чаще организовывать подвижные игры и соревнования со скакалкой.
Предостережения
Прыжки через скакалку – очень напряженная форма физических упражнений, особенно в самом начале, поскольку здесь нельзя начинать медленно и регулировать темп. ЧСС поднимается очень быстро, поэтому заниматься этой формой двигательной активности нельзя тому, у кого какое – либо сердечное заболевание или другие недуги, при которых недопустимы высокие показатели пульса. Опасность получить травму при занятиях прыжками через скакалку небольшая, но все- же правильно подбирайте обувь, которая должна быть легкой и удобной. Для того чтобы избежать растяжения икроножных мышц и связок голеностопа, Предложите детям выполнять специальные упражнения с вращением голеностопного сустава, скручиванием стоп, упражнения на растягивания икроножных мышц, а также упражнения для мышц пальцев ног.
Упражнения для обучения прыжкам с короткой скакалкой
1. Вращение скакалки вперед – назад (для детей 3 -7 лет).
2. Вращение скакалки вперёд с заведением её под поднятые носки и дальнейшим продёргиванием назад под пятками (для детей 4-7 лет).
3. Вращение скакалки вперед и прыжок на двух ногах через скакалку (для детей 3 – 7 лет).
4. Прыжки на двух ногах через скакалку подряд 8-10 раз (для детей 5 -7 лет).
5. Прыжки на одной ноге через скакалку (для детей 5 – 7 лет).
6. Прыжки с выбрасыванием одной ноги вперед, другая сзади (для детей 4 -7 лет)
7. Прыжки с поочередным подскоком с ноги на ногу с чередованием ног (для детей 6 – 7 лет)
8. Прыжки с вращением скакалки назад, на двух ногах и с ноги на ногу (для детей 5 -7 лет)
9. Прыжки с вращением скакалки вперед, ноги скрестно (для детей 6 - 7 лет).
10. Прыжки через скакалку руки скрестно (для детей 5 – 7 лет).
11. Прыжки через скакалку с продвижением вперед, с выбросом одной ноги и с перескакиванием с ноги на ногу (для детей 5 – 7 лет).
12. Прыжки через скакалку в паре (для детей 6 – 7 лет).
Можно разучить с детьми стихотворение А. Барто «Веревочка» и использовать этот текст во время прыжков через скакалку.
Тут прохожим не пройти,
Тут веревка на пути,
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Я и прямо, я и боком,
С поворотом и с прискоком,
И с разбега, и на месте,
И двумя ногами вместе.