Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей

Опубликовано 27.05.2020

Задачи:
1.    Развитие хватания
2.    Развитие согласованных движений обеих рук
3.    Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук

4.    Формирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок пуговиц, молний
5.    Развитие осязания
6.    Совершенствование движения рук, развивая психические процессы

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму..
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль,  и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
В современных исследованиях указывается на неоднородность структуры дефекта при ОНР, обусловленной наличием вербальных и невербальных  нарушений. Одним из нарушений невербального характера является нарушение  моторной сферы, в частности мелкой моторики, которое выражено недостаточной координацией, недифференцированностью,  малым объемом движений пальцев и кисти рук, неловкостью, слабо развитыми тактильными ощущениями, недостаточным темпом и переключаемостью  последовательно организованных движений. Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с ОНР не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечается  утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность  графомоторных навыков.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
•    развивают подражательную способность;
•    учат напрягать и расслаблять мышцы;
•    развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
•    учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
•    Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений

III группа. Упражнения для пальцев динамические
•    развивают точную координацию движений;
•    учат сгибать и разгибать пальцы рук;
•    учат противопоставлять большой палец остальным.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
•    Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
•    Игровые задания должны постепенно усложняться.
•    Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
•    Никогда не начинать игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
    Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
    Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
    Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
    Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
    Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
    Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
Виды  игр  и заданий
1. Игры  с пальчиками, сопровождающие стихами  и потешками
2. Специальные комплексы  пальчиковой  гимнастики  без речевого сопровождения
3. Игровые задания на  распознание  пальцев  («Пальчик, пальчик, как зовут?»,  «Покажи такой же пальчик на другой руке», «Угадай  и  покажи», «Какой и где  пальчик?») и т. д.
4. Игры  с игрушками и  предметами  (шнуровка, колец, мозаика, конструктор, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание палочек, пуговиц, каштанов, строительный материал, перчаточный  и теневой театр и т. д.)
5. Массаж, самомассаж  кисти   рук  и  пальцев (ручной, карандашный, точечный, прищепочный  - биологически  активные точки на подушечках пальцев  и т. д.)
6. Лепка  из пластилина  и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами;  работа с ножницами и т. д.
7.  Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий:  прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам,
рисование:  по точкам, по  клеточкам; печатание  букв, слогов, слов  и  т. д.)
В целом, такая система работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук показывает   положительный  результат.
У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графомоторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, развивая мелкую моторику, комплексно развиваются различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.