Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Какие нужны игры для формирования личности ребенка?

Опубликовано 20.04.2020

Игра ребенка имеет свои особенности. Ее эмоциональная сторона часто определяется отношениями между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, копировать их взаимоотношения.

Чем демократичнее эта связь между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.
Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой.
Дома ребенок имеет возможность включиться в трудовую деятельность — помочь родителю в тех или иных планах. В процессе совместного труда возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для ребенка труд еще и игра, так как полученные в бытовом труде навыки он потом переносит в сюжетно-ролевую игру.
В домашних условиях этот основной вид деятельности детей не всегда осознается родителями в должной мере. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без  учета возраста ребенка, чтением детских книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.
Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в бес¬порядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается, в зависимости от возраста, и состав игрушек. Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных и дорогих. Этим они думают доставить больше удовольствия ребенку и способствовать его развитию. Но они глубоко ошибаются. Дети ценят игрушки Не с той точки зрения, с которой воспринимают их взрослые. Им в игрушки дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гиб-кий материал для выражения замыслов.
Один из недостатков - стремление родителей покупать игрушки детям в зависимости от пола ребенка. Однако следует подчеркнуть, что не всем детям одинаково нужны транспорт, двигательный транспорт, двигательные игрушки и конструкторы. Необходимо приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные, двигательные, строительные наборы, дидактические, игрушки-забавы полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку, и др.
От родителей во многом зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образНыми игрушками; являются ли они партнерами в его играх или же он остается к ним равнодушен.
Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к окружающему - эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.
Всего этого трудно (а может быть, даже невозможно) достичь


скучными и утомительными для ребенка домашними уроками. Игры-занятия
могут быть достаточно сложными и длительными, но все-таки дошкольными дидактическими играми, направленными на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка. Большое значение имеют словесные игры, специально направленные на развитие логического мышления, которое интенсивно формируется к концу дошкольного детства.
Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, активность и самостоятельность. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если родителям удастся создать у него в играх уверенность в себе, своих силах. А для этого главное — отмечать его достижения и не нажимать на недостатки, хвалить за успехи и не ругать за ошибки.
Кроме того, нельзя воспитать нравственные качества ребенка, лишь разъяснив ему, что хорошо, а что плохо. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать другому, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду; знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т.п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. И здесь тоже поможет игра, где требуются взаимопомощь, уважение чужого мнения, внимание к другим детям и т.д. В игре ребенок наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит фантазию.
Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как маленькие дети не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. В этом случае нужны показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: посоветовать детям поделиться или поменяться игрушками и т.п. Желательно участие взрослых и в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.), так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны. Игры детей среднего и старшего дошкольного возраста уже не требуют участия взрослых, но нельзя совсем не обращать внимания на то, во что и как играют дети.
Как относиться к играм детей, в которых они отображают негативные явления окружающей жизни, например, играм в «войну», «пьяных», «милиционеров и жуликов»?
Дело тут не в детской испорченности, а в том, что игры с подобными сюжетами позволяют ребенку бегать, проявлять ловкость, смелость, переживать острое чувство опасности. Также дошкольники любят слушать «страшные» истории именно потому, что, сопереживая, испытывают настолько сильные чувства, которые в обыденной жизни
им испытывать не приходится. Следовательно, нужно переключиться на другие игры, которые дали бы им возможность проявить смелость, ловкость,


находчивость, пережить радость победы. Это прежде всего игры соревновательного характера, в большинстве народные подвижные игры.
Большое значение для развития дошкольников имеют игры, направленные на развитие познавательных процессов. Вот несколько
подобных игр.
Игры на развитие памяти
Опиши по памяти. На короткое время покажите ребенку куклу ими другую игрушку, картинку. Он должен по памяти ответить на вопросы: какие у куклы волосы? Какое платье, какие глаза? Были  банты, туфельки, носочки? В какой позе она находилась?
Найди картинку. На короткое время (считая до пяти) покажите ребенку картинку, а затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую ему показали.
Пары картинок. Подберите 7—8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома — рядом с рисунком окна (в принципе, возможны любые взаимосвязи предметов).
Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1—2 мин уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал убранные.
Если ребенок затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на одном-двух примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания или отдаляя связи между ними. Так постепенно ребенок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и развивать свою память.
Пары слов. Это вариант игры «Пары картинок». Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5—6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом (например, вы называете такие пары: кошка — молоко, мальчик — машина, стол — пирог и т.п.). Попросите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называйте первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отда¬ленными смысловыми связями.
Игры па развитие мышления
Собери  пирамидку. Вам понадобится обычная большая пирамидка, состоящая из 8 колец разного размера, основания и верхушки. Кроме того, потребуется приготовить 5—7 карточек (из картона или плотной бумаги) со схематическими рисунками разных, на первый взгляд, непривычных вариантов собранной пирамидки.
Ребенок  должен разобрать свою пирамидку и сложить ее по одному из этих  рисунков.


Поезд. Потребуются 10 картинок одинакового размера. Каждая картинка — вагончик. Все картинки должны быть разными. Вместе с ребенком вы берете по пять картинок и говорите: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою, и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-
картинки должны быть тоже скреплены. Мы кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой нарисована тарелка потому что тарелка и ложка — предметы посуды».
Картинки можно располагать в любом порядке. Главное, чтобы ребенок объяснил свое скрепление.
Игры на развитие внимания
Что изменилось? Положите перед ребенком 3—7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы он закрыл глаза, и в это время уберите одну игрушку Открыв глаза, ребенок должен угадать, какая игрушка спрятана
Съедобное — несъедобное. Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

Игры на развитие воображения
Какая бывает собака? Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше, задавая вопросы: какая у нее шерсть? Что она любит есть? Какой формы у нее хвост и уши? Какой у нее характер?
Нарисуй по описанию. Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое — желтое. Дверь коричневая». Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, останавливаясь на каждом предложении Ребенок в это время с закрытыми глазами должен представить себе этот дом, а потом нарисовать его.
Что дети могут узнать с помощью телевидения?
Дети могут очень много узнать из теле- и видеопрограмм, особенно при участии родителя. Причем кое-что из того, что они видят и.слышат, полезно, а что-то и не очень. Поэтому, выбирая и просматривая программы вместе, родитель имеет возможность погово¬рить с ребенком о том, что наиболее важно. Совместный просмотр передач помогает детям осознать значение понятия «выбор».
Теле- и видеопередачи, как и книги, могут рассказать детям много им интересного. Это и различные версии знакомых сказок, и совершенно новые истории. Они помогают развивать воображение ребенка, умение узнавать знакомых и любимых персонажей, проговаривать отрывки из текста.
Если дети видят по телевизору, что с другими людьми происходит то
же, что и с ними, это дает им возможность рассказать о своих чувствах, о том, что их беспокоит. Например: «У нее новая кукла, как и у тебя»; «Помнишь, как мы ходили к доктору?»; «Смотри, он немного боится воды, но его


сестра с ним рядом и он перестает бояться».
Просматривая телепередачи, можно поговорить с детьми о различии между реальным и вымыслом: «Мы не могли бы все поместиться в туфле. Чудовище не настоящее, оно не может тебя съесть».
Телевидение дает возможность побеседовать с детьми о других местах проживания: «А как бы ты стал жить там, где всегда снег? Смотри, бананы растут на деревьях, а мы покупаем их в магазинах».
Совместный просмотр телепередач позволяет:
—    узнать гораздо больше благодаря диалогам родителя с детьми о том, что они видят;
—    познакомиться со звуками, цветами, цифрами, формами;
—    получить новые идеи для игр, в которые смогут играть с друзьями, братьями и сестрами;
—    видеть людей, которые живут похожей жизнью или совсем другой;
—    обсуждать представления о разности между реальностью и вымыслом.