Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Игры на развитие эмоционально волевой сферы детей

Опубликовано 13.01.2020

Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка: нахмуриться как осенняя туча;

как рассерженный человек;
как злая волшебница;

улыбнуться
как кот на солнце;
как само солнце;
как Буратино;
как хитрая лиса;
как радостный человек;
как будто он увидел чудо;

позлиться как ребенок, у которого отняли мороженное;
как два барана на мосту;
как человек, которого ударили;

испугаться
как ребенок, потерявшийся в лесу;
как заяц, увидевший волка;
как котенок, на которого лает собака;

отдохнуть
как турист, снявший тяжелый рюкзак;
как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
как уставший воин после победы.
устать
как папа после работы;
как человек, поднявший арбуз;
как муравей, притащивший большую муху;

Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.
1. "Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").
4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
После окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Походка и настроение (для детей с 4 лет)
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: "Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее".

Танец морских волн (для детей с 6 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - "ветер" - включает спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

Лови-лови! (автор — Р. Калинина)
Цель: снятие эмоционального напряжения. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.
Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.
Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

«Мирные» и «воинственные» (авторы — Е.К. Лютова. Г.Б. Монина)
Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; развитие способности различать звуки; высвобождение энергии.
Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 6-10 человек.
Необходимые приспособления: музыкальный инструмент для каждого играющего.
Описание игры: все дети выбирают себе музыкальные инструменты. Те, кто выбрал тихо звучащие, относятся к племени «мирных», а те, чьи инструменты звучат громко, — к племени «воинственных». По легенде племена живут на разных берегах, поэтому общаться могут только посредством звуков, по очереди играя на музыкальных инструментах. Дети могут сопровождать исполнение танцами, соответственно музыке — спокойными или энергичными.
Комментарий: важно оговорить с детьми, что громкость звучания инструмента — это отражение его характера, который можно показать движением, танцем, мимикой. Но даже характер можно изменить, если очень постараться. И после того, как одни дети «навоюются» вдоволь, а другим надоест быть «мирными», можно предложить попытаться изменить характер. Это хорошая возможность для детей попробовать разные стили поведения, найти для себя наиболее подходящий.

Час тишины и час «можно» (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие произвольности поведения. Количество играющих: любое.
Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д.
Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».


Ассоциации (авторы — Н. Клюева, Ю. Филиппова)
Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.
Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирают водящего, он выходит из комнаты, а остальные дети в это время договариваются, кого из детей они задумают. Затем водящий возвращается и задает вопросы о загаданном: каким деревом, цветком, птицей или животным мог бы быть этот ребенок. Водящий по ассоциациям должен угадать, кого загадали дети.
Комментарий: в роли загаданного должен побывать каждый ребенок. С помощью этой игры дети могут лучше узнать сами себя, а также узнают о том, что о них думают другие. Но необходимо договориться с детьми о том, что ассоциации не должны быть обидными.

Высвобождение гнева (автор — К. Рудестам)
Цель: отработка негативных эмоций. Возраст: любой. Количество играющих: 1 или более человек. Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек.
Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.
Комментарий: при ударе из подушки обычно летит Пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ребенку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.
Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.
Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

Мышка (авторы — Е.К. Лютова. Г.Б. Монина)
Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 3-6 человек. Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.
Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.
Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.
Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки, как и люди, также имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать.


Колдун (автор — С. Чижова)
Цель: развитие невербальных средств общения. Возраст: 5-6 лет. Описание игры: дети выбирают «колдуна». «Колдун» придумывает какое-либо действие, с помощью которого он лишает «заколдованного» ребенка способности говорить. « Заколдованный » должен с помощью жестов и мимики рассказать, как его поймал в плен «колдун», свои ощущения в момент пленения. Все его движения и выражение лица другие дети описывают словаши. Заколдованный старается жестами выразить свое отношение к их описанию — правильно ли его поняли друзья.
Комментарий: все дети должны побывать в роли заколдованного и в роли «колдуна». Чтобы разнообразить мимические этюды, можно задавать детям вопросы, касающиеся их эмоционального состояния, самочувствия и т. д.

Пожалуйста
Цель: развитие произвольности, слухового внимания. Возраст: 6-7 лет.
Описание игры: Вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Обшившийся выбывает из игры.
Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово «Пожалуйста!». Ошибшийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание — любое придуманное ведущим.
Комментарий: первый вариант игры может использоваться в работе и с детьми 4-5 лет. Второй вариант — эмоционально щадящий чувства детей, так как ошибшийся ребенок имеет возможность исправиться.

Оживлялки (автор — И. Климина)
Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально. Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: рисунки детей.
Описание игры: дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из участников пытается изобразить любой из рисунков с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.
Комментарий: интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение.

Жужа (автор — Н. Кряжева)
Цель: отработка отрицательных эмоций. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: полотенце.
Описание игры: выбирается ведущий — «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут ее. Когда «Жуже» это надоест, она вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине. Следующей «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого она дотронется.
Комментарий: нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должна терпеть как можно дольше.


Осьминог (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 8-10 человек.
Необходимые приспособления: теннисные мячики.
Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу по кругу, в центре соединяясь друг с другом ногами. Это «осьминог», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыбки» «плавают» между щупальцами «осьминога» й собирают «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икринок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыбку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры.
Комментарий: игра требует от детей высокой концентрации — как от «рыбок», так и от «осьминога». Поэтому часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и переключить детей. Иногда даже целесообразно остановить игру.
Пес Барбос (автор — Н.Л. Кряжева)
Цель: развитие произвольности, самоконтроля. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 6-8 человек. Необходимые приспособления: платок.
Описание игры: выбирается ребенок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, сворачивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожиданно «собака» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших ее детей. Пойманный становится «собакой».
Комментарий: игра проходит шумно и интересно. Взрослому не стоит сдерживать эмоциональные порывы детей, дайте им повеселиться вдоволь. Такой выплеск поможет детям через полчаса сосредоточиться на занятиях.

Улитка (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие выдержки и самоконтроля. Возраст: 5-6 лет. Количество: 4-5 человек.
Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.
Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.
Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.

Динозаврики (автор — Н. Кряжева)
Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 6-7 человек.
Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.
Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

Радость и грусть (автор — И. Климина)
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Необходимое: рисунки.
Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.
Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным.

Чертик, чертик, кто я? (автор — И. Лютова)
Цель: устранение страхов. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: чем больше, тем лучше.
Необходимые приспособления: страшная маска.
Описание игры: выбирается водящий. Ему надевают страшную маску, а дети бегают вокруг него, кричат и стараются ухватить за руки. Водящий должен по голосу либо ощупывая протянутые руки сказать, кто перед ним.
Комментарий: одним из главных правил в этой игре, которое дети должны четко усвоить, должен стать договор о том, что хватать «чертика» можно только за руки.
В роли «чертика» должны побывать все дети, чтобы они смогли испытать одинаковые эмоции, может быть, даже негативные. Тогда дети лучше понимают чувства другого.
Закончить игру лучше ритуалом, в ходе которого взрослый подходит к каждому игроку (если он был «чертиком») и, поглаживая его по голове и рукам, говорит: «Теперь ты мальчик (девочка)... (имя)».