Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Роль воспитателя в обучении детей с ФФНР

Опубликовано 10.02.2022

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели, специалисты детского учреждения и родители.

Коррекционная работа в ДОУ должна строиться по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

К коррекционным задачам воспитателя логогруппы относятся:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Развитие правильного речевого дыхания.
3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
4. Развитие фонематических представлений.
5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
6. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
8. Формирование связной речи.

Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Это дает ребенку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения. Например: дыхательные упражнения «Горячая монета» , «Прокати карандаш» и другие дых. упражнения с предметами; артикуляционные упражнения «Лопатка», «Чашечка» и другие, указанные в логопедических карточках.

2. Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, например: «Птичек стайка», «Апельсин», «Маленький мизинчик», «Утята», «Машина каша» и др.

3. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы, выполняется ежедневно после сна.

4. Коррекционная работа вне занятий - проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.

5.Индивидуальные, подгрупповые занятия (логочас). Время проведения: после сна, перед полдником, в утренний отрезок времени перед завтраком. Длительность подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.
Формы: подгрупповые, индивидуальные, и один раз в неделю проводится логочас в виде сюжетно-ролевой игры.

Структура логочаса:
1. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).
2. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
3. Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).
4. Физкультминутка (2мин.).
5. Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (7 мин.).
6. Повторение лексико-грамматических упражнений (например: согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего? - Встали, подошли к чему? -к столу и т.д.» (3 мин.).
7. Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.). Работа с карточками или тетрадями.

Для согласованной работы ЛОГОПЕДА – ВОСПИТАТЕЛЯ - РОДИТЕЛЕЙ логопед даѐт задание в тетрадях или по карточкам. Все упражнения из тетрадей или карточек первоначально отрабатываются с логопедом.

На каждой карточке первым заданием является произнесение отдельного звука. Нужно научить ребенка длительно или многократно четко произносить его.

Затем правильный звук вводится в слог. Повтор слоговых рядов за воспитателем, вначале медленно, затем быстрее, закрепляет у детей правильное произношение, развивает внимание и память.

При работе со словами встречаются сложные по структуре и значению слова. Необходимо объяснить ребенку (или уточнить) значение непонятного слова, привести примеры его употребления - это один из способов увеличения словарного запаса ребенка. В карточках дается множество упражнений на формирование лексико-грамматических категорий, которые помогут ребенку правильно изменять слова (спрягать, склонять, изменять род, число, время); образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, согласовывать слова в предложениях.

Стихи, насыщенные изучаемым звуком, нужно прочитать ребенку целиком, разобраться вместе с ним в их содержании. Даже если он быстро запоминает стихи, необходимо повторить их вслух несколько раз, чтобы он привык правильно произносить звук в речевом потоке.

Индивидуальная работа с детьми, указанными логопедом в «Тетради взаимодействия», проводится и по карточкам, и по заданиям логопеда в «Тетрадях взаимодействия» и индивидуальных. Если с ребенком не выполняются задания по карточкам дома, то воспитатель выполняет с ребенком эту работу в группе на подгрупповых, индивидуальных занятиях и режимных моментах.

С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения словаря, развития связной речи разработаны лексические темы.

Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.

Для помощи воспитателям разработан план работы, связанный с познавательной деятельностью, понедельно на год.

Помимо фронтальных логопедических занятий один раз в месяц (последний вторник) проводится логоритмическое занятие. План занятия составляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем.

Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.